Среда, 25 Апрель 2012 15:55

На чём ездили ростовчане

Автор 

Большую часть жизни я проработал на автотранспорте. Почти сорок лет шоферил. В основном на автобусах. За это время поездил на очень многих марках. О многих сейчас уже почти никто не помнит. И как выглядели не знают. Об этом и хочу рассказать.

Первые автобусы у нас в Ростове появились в середине 30-гг.

Это были ГАЗ-03-30

и

ЗИС-8.

Они делались на переделанных шасси грузовиков. Пассажирский салон был соединён с кабиной водителя и был сделан из  деревянного каркаса, обшитого стальными листами или фанерой. Чтобы попасть в салон, надо было пройти через довольно узкую дверь. Тесный кузов без отопления предоставлял пассажирам  минимальные  удобства. Да и самих пассажиров вмещал человек двадцать. Они не были специально предназначены как автобусы городского транспорта. Безо всяких модификаций они использовались для самых разных нужд. Мне почти не пришлось их водить. Да и ездить в качестве пассажира. Их было очень мало. До войны в Ростове, кажется, было всего два автобусных маршрута и ездило на них автобусов десять не больше. Так что ГАЗ-03-30 я только наблюдал со стороны как большую диковинку.

А вот восьмым ЗИСом немного успел порулить. Пред самой войной я начал работать в гараже. Был ещё совсем пацан и был «на подхвате». Но когда мне исполнилось 18 – это было уже весной 41, - меня один и шоферов (Кузьмичём звали) начал понемногу учить. Потом пригодилось. Всю войну провёл за баранкой. Кстати, ЗИС-8 это тот самый автобус, на котором Жиглов с Шараповым бандитов ловили.

А когда вернулся с войны пересел на ЗИС-16.

Их начали выпускать ещё до войны. Но в Ростове они появились только после войны. И эти автобусы впервые были спроектированы именно как рейсовые для общественного транспорта. У него был по тем временам очень мощный мотор. Он хорошо тянул в гору (чего не скажешь о ЗИС-8). И салон был гораздо удобнее. Правда, я тогда ездил на нём не по городским маршрутам, вернулся сразу после войны в свой ведомственный гараж.

А когда я перешёл на общественный транспорт – это было уже в середине 50-х, - то пересел на ЗИС-155.

Этот автобус тоже разрабатывался прежде всего как городской маршрутный автобус и там впервые было предусмотрено специально место для кондуктора. По-честному была не очень удачная модель. Тяжёлый в обслуживании, очень газил двигатель, который был рядом с водителем. Но он надолго – до середины 60-х, - стал главным, да практически единственным, городским автобусом. И я оттрубил на нём почти 10 лет.

В начале 50-х появился ещё один ГАЗовский автобус – ГАЗ-651.

Тоже был сделан на базе грузовика. Использовался в основном как служебный. Как маршрутный его использовали на загородных маршрутах в сёла, станицы. И в пригородные посёлки – Александровку, Чкаловский, Орджоникидзе и другие. Иногда приходилось «на подмену» пересаживаться и на эти автобусы. Лет десять назад такие автобусы ещё кое-где можно было встретить.

А в середине 60-х я пересел на ЛАЗ-695.

Их начали выпускать ещё в начале 60-х, но массово на маршрутах Ростова они появились в середине 60-х. По тем временам у них был очень современный внешний вид. Первая в наших автобусах независимая подвеска. Мощный двигатель. Причём он располагался сзади. А у водителя была кабина, совмещённая с салоном. Да и сам салон не сравнить просторнее и комфортнее. В общем, по тем временам автобус был что надо.

Потом появилась его другая модификация, которую ещё, наверное, многие понят.

Они ещё в 90-х кое-где ездили на маршрутах.

Но я уже на таких не ездил. В 70-х я пересел на ЛиАЗ-677.

Думаю, это был самый лучший городской автобус, который выпускался в Советском Союзе. Исключительно плавный ход, удобные сиденья, уникально вместительный и теплый даже в самую холодную погоду салон. И для водителя был удобен, несмотря на то, что двигатель в кабине. Не было таких проблем как с ЗИС-155. Какую-то даже медаль, кажется, получил. Один-два и сейчас иногда вижу. Но уже не как маршрутные.

 

Афанасий Игнатьевич

 

Пенсионер. Осваиваю Интернет с помощью внука.

Другие материалы в этой категории: « Керогаз. Калоши. »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Вход/Регистрация

Комментарии доступны только зарегистрированным посетителям сайта!

Баннер
Баннер
Баннер
||>:   Главная