Тараканова Анна Антоновна

Автор 

 

До старших классов я был разгильдяем и очень не твёрдым троечником. Футбол, бокс и дворовые развлечения предпочитал школьной учёбе. Думаю, многие успешные состоявшиеся люди могут сказать о себе такое.

На выпускном экзамене в 8-м кл. мне ярко светила «пара» по математике. Со всеми вытекающими последствиями: ПТУ и прочими ужасами, которыми стращали меня родители, и которых они сами, судя по всему, искренне боялись.

Но в 8-м кл. «за меня взялась» Анна Антоновна, наш учитель математики и классрук. Три раза в неделю она оставляла меня после уроков и по полтора-два часа билась со мной. Билась очень просто. Парень то я был не глупый и теорию хватал на лету. Но вот «закреплять на практике» очень не любил. Анна Антоновна просто заставляла меня решать задачи. И никаких особых подсказок: «сиди думай», «прочти ещё раз учебник» и пр. В самом крайнем случае подскажет следующий шаг решения, а дальше опять – «думай». У неё был главный принцип: знать математику – значит уметь решать задачи. Задачники по алгебре и геометрии за 8 кл. я прорешал от корки до корки и ещё по паре сотен задач из каких-то её учительских пособий. В результате экзамен по математике в 8 кл. сдал на твёрдую «четвёрку».

В старших классах я уже слегка поумнел и учился довольно прилежно. Но Анна Антоновна и в 9-10 кл. спуску мне не давала. Чуть что не так – «а ну ка останься после уроков» и вкатит тебе десяток зубодробительных задачек. И никуда не денешься, пока не решишь. И – что, наверное, самое удивительное по нынешним временам, - всё это делалось бесплатно. Более того, рассматривалось само собой разумеещимся. Конечно, и в 70-е было уже «репетиторство». Но дополнительно заниматься со «своими» за деньги никому и в голову не приходило. За них бились не за страх, а за совесть.

Правда, в ВУЗ я сразу не поступил. Но не из-за математики (за письменный экзамен получил «5», за устный – «4»). Получил «трояк» за изложение из-за грамматических ошибок. Тогда за 4-5 ошибок больше «тройки» не ставили. А как сейчас пишут! – со счёта собьёшься.

Вспоминал Анну Антоновну и в армии. Попал в артиллерию. 152-мм самоходки. Вычислял цели слёта. Оставили в учебке и уже через пол года был уважаемым «дедом». В общем служба была не в тягость. Хотя служба есть служба…

После армии, понятно, уже поступил. Но тоже… Все, кто учился на технических специальностях, знают, на первых курсах больше всего добадывает математика. А у меня с ней особых проблем не было. Я сразу «зарекомендовал себя» и дальше пошло как по накатанному. Да и в прочих дисциплинах умение решать задачи очень помогало. В общем, мог получить красный диплом. Да «трояк» по научному коммунизму не дал (по истории КПСС – были такие «науки», - умудрился получит «4»). А ходить уговаривать, перездавать – за падло было. Да и что он уже давал этот красный диплом в те годы – конец 80-х?

Потом пару лет отработал положенное «по распределению». Но тут никакое знание математики не потребовалось. Когда вернулся в Ростов, помаялся некоторое время с поиском «нормальной работы». А тут и развал союза подоспел. И отправился я в поисках лучшей жизни за океан.

И вот там-то, всё, что мне вбивала в мою ленивую башку Анна Антоновна, мне очень пригодилось. Скажу прямо – никто меня там особенно не ждал. Да и не особенно тоже. Первое время жутко бедствовал и работал кем придётся. И забросило меня на третьем году моих бедствований в Америке в один среднего размера городок на Среднем Западе (не буду назвать какой – это сейчас суть не важно, а вдруг, кто оттуда прочтёт и обидится). Жил и работал в одной из его не самых благополучных окраин. Не то, чтобы совсем бандитский район (городок довольно патриархальный с сохранившимся духом классической Америки), но публика там была очень «своеобразная». В одной из школ этого района никак не приживались учителя математики. Поработают с годик и сматываются. Контингент там больно боевой собрался, который был уверен, что им вообще никакая учёба не нужна, а математика в особенности. Баксы считать умеют и достаточно. Начался в той школе учебный год, а математика нет. Слава уже пошла и никто идти туда не хочет. И мне ребята, с которыми я работал (небольшая фирма по ремонту элетросетей), говорят: пойди попробуй, ты математику вон как знаешь. Я от нечего делать сунулся. Наши дипломы там не признают вообще, а у меня тем более диплом не педагогический. Поначалу отшили. Но через месяц сами пришли. Никто больше желания не выказал. А учить математике этих бестолочей надо. Потаскали меня по разным инстанциям (бюрократия там ещё та – не хуже нашей), заполнили гору бумаг и с испытательным сроком с какими-то жутко строгими условиями меня допустили к преподаванию.

Педагогический опыт у меня был один – армейская учебка. Я соединил этот опыт с опытом Анны Антоновны – решай задачи до посинения, - и начал свою педагогическую деятельность. Были поначалу небольшие проблемы с некоторыми учениками. Но армейский опыт и первый разряд по боксу (ещё то, честный, советский) довольно быстро помогли их решить. Правда, меня в конце моего первого учебного года чуть не выперли. Да считай уже выперли. Здесь в Штатах большую силу имеют «эдюкейторы», типа наших методистов, но с гораздо большими правами. Они меня прям затравили… не те мол методы, и больно я жёсток, права детей нарушаю (видели бы вы этих «детей»).

Но не выперли меня по одной простой причине. В Штатах много хорошего, много плохого. Но там железно действует принцип: победителей не судят. Если ты добился успеха (или тебе вдруг просто крупно повезло), тебе простят всё, или почти всё. И ещё выставят тебя как пример для подражания. Мои оболтусы выпускного класса написали тест по математики лучше, чем многие из вполне престижных школ того городка…

Ну а дальше пошло-поехало. Через пару лет я перебрался в школу получше. Закончил какие-то их педагогические курсы, чтобы была официальная бумага. Потом попал в частную школу… Сейчас преподаю в колледже. Не бог весть какой престижный. Но меня устраивает. Всё есть: семья, дом, машины. Нормальная размеренная буржуазная жизнь.

И всё благодаря Анне Антоновне. Вспоминаю её почти каждый день.

И не только её… вообще в её лице хочется отдать долг памяти всем учителям той «закваски» 60-70-х, увлечённых предметами, которые преподавали, душевных, честных и чистых, всем сердце переживавших за нас оболтусов и верящих в нас.

Я видел за уже многие годы, проведённые здесь на Западе, разных преподавателей, педагогов. Среди них много по-настоящему классных специалистов. Но таких Учителей, как наши, в которых соединялись ум, доброта, сердечность, душевность, вера в жизнь и нас, - таких я никогда и нигде больше не встречал.

Куда всё это делось? И почему?  

Последнее от Александр Прайд

Похожие материалы (по тегу)

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Вход/Регистрация

Комментарии доступны только зарегистрированным посетителям сайта!

Баннер
Баннер
Баннер
||>:   Главная